Желание вернуть, заменить и обменять товар часто возникает у покупателя. Причин можно назвать массу. Но так ли просто обстоит дело в отношении возрата лекарственных средств?
Что говорит закон о возврате лекарств
В законодательстве Российской Федерации вопросу о возврате, замене и обмену лекарств посвящены два нормативно-правовых акта. Первым является один из документов Минздравсоцразвития РФ. В данном случае это Приказ № 785, изданный 14.12.2005 года. Так, п. 2.17 Приказа указывает на запрет возврата и обмена лекарств должного качества. Такая же формулировка нашла свое отражение в официальной бумаге Правительства РФ. Достаточное старое Постановление № 55 с многочисленными изменениями от 19.01.1998 года гласит, что лекарственные средства относятся к группе непродовольственных товаров, надлежащее качество которых не позволяет вернуть или обменять продукт.
Исходя из представленных правовых норм Закона, не бракованные лекарства нельзя обменивать или возвращать. А это значит, что на ненадлежащие лекарственные средства это не распространяется.
Можно ли сделать возврат лекарств в аптеку?
Ранее уже было установлено, что аптека обязана положительно отреагировать на просьбу покупателя в случае обнаружения недостатков у проданного лекарства.
Причины возврата
- окончившийся срок годности;
- отсутствие информации о товаре обязательного характера, в том числе на русском языке;
- расхождение серийного номера;
- несовпадение внешнего вида лекарства с его описанием в инструкции (цвет, форма, запах, консистенция);
- испорченность или брак упаковки (замятие, сколы на бутылках и тому подобное).
Также было отмечено, что желание клиента может выражаться в намерении вернуть, заменить или обменять бракованный товар.
Стоит рассмотреть каждое действие более подробно
1. Возврат
Если клиенту какой-либо фармацевтической организации удается доказать наличие одного или несколько недостатков, то он может отдать ненадлежащий товар и потребовать вернуть деньги. Также есть возможность возвратить ту часть денежных средств, которая потребуется для восстановления брака в лекарстве (например, для покупки новой тары под суспензию). Аптека в этом не должна отказать.
2. Замена
В этом случае можно поменять на должный продукт той же марки или другой по одинаковой цене.
3. Обмен
В отличие от замены обмен проводится товара хорошего качества, а недостатки найдены в другом направлении. Так, обмен возможен в случае продажи лекарства с иным названием, с неправильной дозировкой или формой (таблетки вместо суспензии и наоборот).
Написание претензии аптеке
Роспотребнадзор рекомендует составлять претензию для подтверждения обращения с просьбой в двух копиях. Ее написание не имеет жестких требований. Приветствуется наличие свидетельских показаний.
Скачать образец
Обязательно нужно приложить к написанной претензии само ненадлежащее лекарство, чек о покупки.
Готовый пакет документов, за исключением одного экземпляра, передать фармацевту или владельцу аптеки. В случае принятия рекомендуется попросить их отметить на бланке, который остается у покупателя, факт принятия претензии. В отметке указываются ФИО, должность сотрудника аптеки и печать принявшего документы, дату их принятия. Это является доказательством того, что претензия была принята фармацевтической организацией.
Отказ от претензии
В случае отказа в получении претензии или написании отметки на втором экземпляре сотрудником аптечного учреждения, документы могут быть направлены почтовой связью обязательно заказным письмом в адрес продавца. А почтовое уведомление является подтверждением отправки претензии. Если продавец не отреагирует на претензию, бланк с отметкой о принятии или уведомление из почты являются основанием для обращения в суд или Роспотребнадзор.
Вывод
Таким образом, вернуть, заменить или обменять в аптеке можно только ненадлежащий товар. А для увеличения шанса положительного исхода дела рекомендуется написать претензию.